В 2021 году была опубликована книга В.Ф. Никулина «Непростой путь простого парнишки с Горки-Муравьевской».
Владимир Никулин был председателем райисполкома с момента образования Красносельского района в 1973 году до 1979 года. Книга ценна тем, что автор не пытается приукрашивать советское прошлое, а откровенно рассказывает о том, что и как было. Руководитель исполкома входил в районную верхушку, но был «замом по хозяйству», подчинялся первому секретарю райкома КПСС.
Публикуем (с сокращениями) несколько ярких отрывков из книги Владимира Никулина, посвященных Красносельскому району в 1970-е годы

ГРУНТ И МУСОР
…Все газоны и внутриквартальные территории были забиты строительным мусором, который свозился в наш район из юго-западных районов города. Более того, растительный грунт сгребался в бурты и вывозился в другие районы для озеленения.
Своей же первоочередной задачей я считал наведение порядка на территории района. Я поставил милицейские посты на всех трех въездах в район: на Петергофском шоссе, проспекте Ветеранов и Народного Ополчения.
…Доходило до их [начальников из соседних районов] «партизанских» действий. На Волхонском шоссе были сделаны большие запасы растительного грунта. Они рассчитывали, что в выходные дни не будет милицейского контроля, заказали в одном парке до 20 самосвалов с прицепами. Но мне стало это известно, и я усилил милицейский кордон. Параллельно поставил своих людей для того, чтобы принимали грунт на наших первоочередных участках. И весь этот организованный транспорт с растительным грунтом, несмотря на категорические возражения транспортников, был направлен на наши объекты. Шум, конечно, поднялся очень большой. Но все обошлось.

ЗАРЫТЫЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОН
Нестандартных методов решения требовала ликвидация больших завалов бракованных железобетонных изделий. Я предложил Казакову Василию Ивановичу, который в то время был председателем Ленгорисполкома, утилизировать их по проверенному на практике московскому методу — путем создания дробильно-сортировочной установки для утилизации металлолома с получением вторичного щебня для нужд строительства. Я попытался доказать ему, что такая установка нужна и в будущем, так как на производстве строительных материалов, продукции домостроительных комбинатов объем брака, фактов небрежного отношения к изделиям не уменьшится […] Но убеждения были бесполезны. В.И.Казаков предлагал все это закапывать и был в этом непреклонен. Ну что же, закапывать, так закапывать […]. Таким образом, в пойме речки Ивановки и на Петергофско-Лиговской бровке зарыты тысячи кубометров железобетона.

КРАСНОЕ СЕЛО: ОБОРОНА И БЛАГОУСТРОЙСТВО
…В Красном Селе были проблемы канализации, водоснабжения и электроснабжения. Они были старыми и были привязаны к областной системе, поэтому требовали расширения и реконструкции. Особенно плохо обстояло дело с обеспечением водой. Требовалось подсоединение к Невскому водоводу, но для этого нужны были большие капиталовложения. Частично вопрос решался за счет Орловских ключей, но этого было недостаточно. В период особого дефицита подключалось питание питьевой водой напрямую из Дудергофских озер, без водоочистки.
…На территории района располагались филиалы некоторых крупных объединений города. Они считали себя независимыми, на партийном учете не состояли, а статус оборонной промышленности ставил их в преимущественное положение. Безусловно, в свое время размещение этих филиалов в Красном Селе сыграло большую роль. И это в первую очередь было заслугой бывшего председателя горисполкома А. М. Ботина. Но при больших возможностях этих предприятий в Красном Селе не были решены самые элементарные социальные вопросы. Захудалая поликлиника, отсутствие стоматологии и детских лечебных учреждений создавали существенные проблемы для населения. Торговля производилась в абсолютно непригодных для этого помещениях. Серьезные проблемы создавало слабое развитие инженерных сетей […] Оставались нерешенными вопросы благоустройства. Ветхие лачуги выходили прямо на основные магистрали города. Штаб благоустройства распространил свое влияние на этот микрорайон, но встретил непонимание или безразличие к участию в благоустройстве. В этом случае я решил апробировать иной способ влияния на филиал «НИИ телевидения». После его отказа принимать участие в благоустройстве закрепленного за ним участка территории через некоторое время я послал в этот филиал руководителя санэпидстанции и начальника пожарной охраны района с задачей самой пристрастной проверки по соблюдению существующих нормативов пожарной безопасности и требований санэпиднадзора, с составлением соответствующих актов и начислением штрафных санкций. К воротам предприятия я направил работника Госавтоинспекции с тщательной проверкой каждой въезжающей и выезжающий машины. А при желании, можно найти нарушения у каждого водителя по внешнему виду машины, по техническому состоянию и пр. Работа предприятия была почти парализована. Через пару дней руководитель этого филиала позвонил, извинился и заверил, что примет все меры для выполнения решения штаба по благоустройству. Об этой акции узнали все руководители филиалов объединений «Авангард», «Феррит» и других организаций. Значит, есть управа и на таких, которые заявляли, что они никому не подчиняются в районе.

КЛАДБИЩЕ У «РУБЕЖА»
Первым объектом, который я открывал после завершения его строительства, был кинотеатр «Рубеж» […] Перед кинотеатром находилось старое заброшенное кладбище. Говорили, что лет 10 назад там еще проводили захоронения. Попытка привлечь внимание к этому кладбищу городских руководителей не увенчалась успехом, и я принял самостоятельное решение завести туда растительный грунт и спланировать этот участок, засеяв его зеленой травой. Никаких претензий на мой рискованный шаг не поступило. Получился прекрасный зеленый газон.

СТРОЙКА БОЛЬНИЦЫ НА АВАНГАРДНОЙ
На территории микрорайона Урицк, еще до моего появления в районе, было начато строительство детской многопрофильной больницы […] Практически стройка была просто заброшена. Все приходило в упадок, материалы разворовывались. Я был вынужден привлечь к этому объекту внимание властей, средства были выделены, и мы совместно с первым заместителем начальника Главленинградстрой, Каменским Георгием Николаевичем, стали еженедельно проводить на этом объекте оперативные совещания. Сложность была в том, что на некоторых объектах недостроенной больницы уже требовался восстановительный ремонт и доукомплектование разворованного и испорченного ранее поставленного оборудования. Требовалось проведение полной ревизии объекта и пересмотр сметы. С трудом, но все вопросы мы все-таки решили, и процесс со скрипом, но пошел […]
На Авангардной улице недалеко от стройки находился пивной ларек. Естественно, этот «объект» облюбовали строители, уделяя ему определенное внимание. Г. Н.Каменский попросил меня закрыть его. Через некоторое время он вновь обратился ко мне с просьбой закрыть ларек на улице Добровольцев: «Понимаешь, рабочие ходят туда, ничего не могу сделать, но на хождение уходит много времени». Проходит месяц. Смотрю, подходит ко мне Георгий Николаевич с какой-то извиняющейся улыбкой: «Владимир Федорович, извини меня, мне даже стыдно обращаться к тебе по этому вопросу. Они ездят в Сосновую Поляну». Я понял, кто «они». «Открой, пожалуйста, ларек на Авангардной улице. Пить все равно будут, но зато ходить далеко не надо»,— попросил Г. Н. Каменский. Ларек вновь открыли, и общественность успокоилась.

ИЗ КАНАВЫ И ОБРАТНО
По бокам [Петергофского] шоссе были водоотводные канавы. Они время от времени требовали очистки. Протяженность шоссе через район составляла несколько километров. Однажды [начальник дорожно-эксплуатационного участка] Т. М.Симоненко решила произвести очистку канав и выгребла на обочину всю грязь с расчетом, что затем все это удастся вывезти. В один из дней ко мне в кабинет ворвался Носиков Иван Абрамович, заместитель председателя Ленгорисполкома, чрезвычайно взволнованный: «Слушай, что делать? Через два дня в Петергоф должны поехать члены Политбюро и секретари ЦК партии М.А.Суслов и Кириленко в сопровождении Г. В. Романова, а у тебя на трассе такой «свинорой». Зарывай все обратно, вывезти это ты все равно не успеешь».
…Была практика привлечения, время от времени, предприятий и организаций района на авральные работы по благоустройству. Единственная организация, которую я старался не трогать - высшее политическое училище МВД СССР, где начальником был генерал-майор Орлов Василий Иванович […], я его старался не привлекать, только в исключительном случае. И этот случай наступил: «Василий Иванович, за сутки на всем протяжении шоссе нужно все закидать обратно и, по возможности, спланировать». Была дана соответствующая команда, и работы были выполнены.

«В ГРЕЧЕСКОМ ЗАЛЕ»
Однажды [руководитель КГБ района] Г. И. Иванников, задержавшись на мгновение, весьма доверительно сообщил: «Слушай, Владимир Федорович, предупреди Шиптицкого, чтобы он не злоупотреблял своим положением, а то информация выйдет за пределы района, и мужик погорит».
Шиптицкий, подполковник милиции, был начальником районного управления внутренних дел […]. До меня доходили слухи, что он нередко использует торговые и общепитовские точки для пьянства со своими приближенными. Руководители этих предприятий, кафе, магазинов и прочих подобных заведений молчали, так как было опасно заполучить явного врага, да еще с такой властной стороны.
На проспекте Ленина в Красном Селе нами вводился в эксплуатацию небольшой кафе-магазин для продажи на разлив и на вынос грузинских вин […]. Свежим в памяти был юмор Аркадия Райкина: «В Греческом зале, в Греческом зале!» Народ быстро окрестил это заведение «Греческий зал».
Директор этого магазина набрался смелости мне пожаловался: «Работать невозможно. Шиптицкий приходит со своей бригадой и пьянствует до посинения. Мне никаких личных средств не хватит. Что бы я ни делал. Да и оборот, в целом-то, маленький». Все совпало. Я пригласил к себе Шиптицкого и предупредил его, что если он будет себя так вести, я вынужден буду информировать об этом руководство Главного управления внутренних дел. Его это обидело. Он стал нелегально собирать на меня компромат. Но фактов не находилось. Более того, он сделал попытку без меня проникнуть ко мне в кабинет, но охранница, пожилая женщина, добросовестно несущая службу, Шиптицкого не пропустила, сказав, что в мое отсутствие ему там нечего делать […].
Развязка наступила неожиданно другим путем… В Сосновой Поляне произошло крупное преступление - убийство пяти человек, мужчин, женщин и детей — целого семейства. Расследованием занялась прокуратура города. Преступление было довольно быстро раскрыто […]
Шиптицкий предложил районному прокурору Страхову отметить эту успешно проведенную операцию. Тот, будучи непьющим, на удивление, согласился. На следующий день в районе [в помещении 9-го отделения милиции РУВД  в Красном Селе] должно было произойти собрание правоохранительных органов[…]
Утром, придя на работу, Шиптицкий и Страхов почувствовали сильный дискомфорт. Шиптицкий предложил Страхову: «Давай похмелимся и все пройдет, будем, как стеклышки». Ну и приняли, стало быть! Далее [замначальника Главного управления внутренних дел] М. И. Михайлов рассказывал: «Когда я прибыл к месту проведения совещания, наш-то (т.е. Шиптицкий), сидел на своем месте с остекленевшими глазами, но сидел и что-то пытался объяснить, а ваш-то (то бишь, по его мнению, прокурор района) сидеть не мог, пришлось вызывать медиков и отнести его на носилках»… В общем, выгнали с работы обоих.

 

ФОТО: «В Красносельском районе», фото из книги В.Никулина «Непростой путь простого парнишки с Горки-Муравьевской». Владимир Федорович Никулин на фото слева.

 

 

Для того, чтобы оставить комментарий, вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться




Последний номер

Новости и события

Для того, чтобы оставить комментарии необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте:

Последние комментарии

  • santanavi 10 месяцев назад
    Надо просто оборудовать место для высадки.Тогда и водителям и людям станет легче и удобнее.

    Подробнее...

     
  • santanavi 10 месяцев назад
    Когда высаживают с другой стороны водители автобус наклоняют. А у самой остановки нет, потому что из-за высокого поребрика передний угол автобуса сядет ...

    Подробнее...

     
  • Надежда П 1 год назад
    Неужели кто- то тоже чувствует эту жутчайшую вонь…я уже и не верила. Окно не открыть и дышать просто невозможно. Позвонила и оставила заявку, все ...

    Подробнее...

     
  • Дудергофер 2 лет назад
    Популяцию всё устраивает! Лишь бы не было войны и лишь бы путин еще лет 15 проводил шоу под названием "прямая линия", а гадить в кустах и в водоемах ...

    Подробнее...

     
  • Дудергофер 2 лет назад
    Ольга Морозова «Проект» рассказал о недвижимости семьи патриарха Кирилла на 225 миллионов рублей У семьи патриарха Кирилла нашли недвижимость на 225 ...

    Подробнее...