Дудергоф был известным дачным местом петербургской знати. В октябре 1917 года в Петрограде произошел революционный переворот. Что же происходило после октября в Дудергофе?
Краевед, сотрудник Дудергофской библиотеки Марина Тупицына при помощи архивов пытается пролить свет на события тех лет

Архив Дудергофского волостного исполнительного комитета (ВИК) за 1917-1919 год не сохранился. Мы можем только строить предположения и догадки. Но сохранился архив Дудергофского ВИК за 1920-21 годы. Там прослеживаются документы, относящиеся к 1918-19 годам.
Глубокая осень 1917 года. Дудергоф опустел. Дачники в городе. А в Петрограде начинается разруха, холод и голод, разгул преступности.
Что делать людям в этой страшнейшей ситуации? Многие подались из города, на юг, к белому движению, в деревню, поближе к кормовой базе, и туда, где просто безопаснее. Вот так вернулись некоторые дачники на проживание в Дудергоф. Старые квартиры заняты, разграблены, их сложно топить, голодно, и просто страшно.
Многие владельцы пытались продать свои дачи. Но осенью 1919 года в районе Красного Села и Дудергофа проходили бои с армией Юденича, которая наступала на Петроград. Боевые действия принесли хозяевам ощутимый урон. Появляются массовые просьбы на перенос, перевоз дач из Дудергофа в соседние деревни. Для совершения этой сделки необходимо было получить разрешение от Дудергофского волостного исполнительного комитета. Он располагался в Дудергофе по Театральной долине на даче Судоплатова. В 1921-22 годах Дудергофский сельсовет возглавлял местный житель Михаил Алексеевич Курочкин. Этот Курочкин – интересная личность. Отличный каллиграфический почерк. Грамотный язык. Кто он, этот Курочкин?..
В своих заявлениях владельцы дач писали о том, что дачи расхищаются неизвестными лицами, ветшают, а денег на ремонт у них нет, и просили разрешения на продажу своих домов жителям окрестных деревень за деньги, но чаще за продукты, так как деньги обесценивались очень быстро. Жители, в свою очередь, сообщали о своей крайней нужде в строительном материале, доме. Дачи Дудергофа, как правило, разбирали либо на дрова, либо они перевозились в соседние деревни: Кавелахту, Вилллози, Перекюля, Хумалисты и другие.
Житель Можайского Денис Федоров рассказывал, что его прадед Курылёв Александр Сергеевич в 1918 году разобрал дом в Дудергофе и перевез его в Николаевку.
Василий Никитич Сироткин в своем заявлении пишет: «Имею 2 дачи, но они разоряются неизвестными лицами (существуют уже около 40 лет). Плиты, печи поломаны, стекла выбиты, обстановка раскрадена. Прошу разрешение передать дачу гр. Кавелахты Матвею Афансьевичу Тойвокайнену за продукты. Моя семья из 5 человек, за исключением жены, все на советской службе, но получают жалованье, которого не хватает на существенное. Во 2-й даче буду жить с семьей. 17.10. 1921 г.».
Из заявления Глазунова Ивана Михайловича. «Просьба передать дачу по Великокняжеской долине № 37 гр. Лазареву Василию Егоровичу из д. Перекюля, в виду того, что дача расхищается и приходит в негодность».
Еще раньше, в 1920 г., житель д. Пикколово Андрей Абрамович Хямяляйнен купил у Глазунова мебель.
Некоторые имущественные сделки, заключенные в 1918-19 годах не были реализованы, и только в 1920 году делам был дан нормальный ход.
Матвей Матвеевич Чижов (сын скульптора М.А.Чижова) передает Эрнесту Тейману, Петру Пелля свою двухэтажную дачу по Дворцовой дороге № 44 и кухню (другой дачи) к сносу. Соглашение было достигнуто в июне 1918 года, и только в 1921 году сделка состоялась.
Интересна судьба дач, которые располагались недалеко от современной почты в Дудергофе. Участок № 52-82 по Ореховой долине принадлежал Александру Михайловичу Костицыну. Из архивных дел. «В 1919 г. мною продана дача (2-х эт. постройка), не приспособленная для зимнего жилья, на участке 52-82 по Ореховой долине гр. Захару Алексеевичу Тойвокайнену из дер. Виллози на сломку и вывоз. Ал-р Мих. Костицын.». В 1919 году Костицын продает на снос двухэтажную постройку № 3-4 на том же участке Абраму Адамову Теппокайнену. Задаток 2 тыс. руб.
Владимир Павлович Степанов и Андрей Петрович Рюттель заключили соглашение о продаже скетинг-ринка. «Здание пришло в ветхость. Никаких других строений в Дудергофе у Степанова нет».
Стольтенбергов, проживающих по Ореховой долине, помнят еще нынешние жители Дудергофа. В архиве есть дело о переуступке пристройки при даче по участку № 84-86 по Ореховой долине гражданину д. Хоннолово Кемпи Семену. Подписано: «Николай Стольтенберг. 7.12. 1921».
Киппа Павел Адамович из Пикколово купил дачи Красновской и Васильевой для переноса. Гражданину Ивану Осиповичу Тойвокайнену было разрешено, как не имеющему своего жилья, приобрести дачу со службами Верещагиных на первой горе № 71. Дача шла под снос, так как участок земли Тойвокайнена находился в Виллози.
В 1920-21 году закончился, видимо, неуправляемый стихийный процесс растаскивания дудергофских дач и их имущества.
Председателем Дудергофского сельского совета и милиционерами проводилась опись брошенного имущества пустующих дач. Мебель, найденная на дачах, подробно описывалась. По этим описям можно представить, как жили дачники до революции. Простые стулья, мягкие стулья, венские стулья, стулья из бамбука, письменные столы, комоды, шкафы для одежды, для посуды, трюмо, диваны, этажерки, ковры, картины, посуда и т.п. Так были описаны дачи Щелкина, Судоплатова, Варичева, Ильинской, Васильевой, Львова, Глазунова. Под описями часто встречаются подписи милиционеров Ивана Андреевича и Адама Андреевича Мустонен.
Имущество ставилось на учет Дудергофским  ВИК и выдавалось нуждающимся жителям и различным организациям. С одной дачи по требованию был выдан «шкав, икран от камина» (орфография по тексту). Подпись – Вайник член ВИК.
14 февраля 1920 года комсомольцы из Б.Карлино попросили отпустить для их клуба и для организации театрального дела необходимую мебель, взятую на учет из поселка Дудергоф. Расписался Иван Павлов Мильнеен – секретарь карлинской организации РКСМ. Новодеревенская организация РКСМ в этот же день просит отпустить им с дачи Варичева необходимую мебель: стульев простых – 10, венских – 18, картин в рамах – 15.
Для кирхгофской группы молодежи 17 марта 1920 просили дать мебель с дачи Ильинского.
В сентябре 1921 года жители пос. Дудергоф обратились в земотдел Дудергофского ВИК с просьбой отдать им дачу Коханова по Великокняжеской долине №3-4 под общественную ригу. Сам хозяин неизвестно где, здание растаскивают на дрова, кредита для найма сторожа у них нет. Подписали заявление: Курочкины, Смирнов Иосиф и Смирнов Терентий, Зимины Иван и Евгений, Иголкина Анна Васильевна, Волкова Мария, Чесноковы Дмитрий и Василий, Парко Иван и др.

Но интерес к пустующим домам Дудергофа был не только у местных жителей. В 20-х годах дачи Дудергофа активно использовались для командного состава кавалерийских, артеллерийских и других курсов, которые располагались в бывших лагерях императорской гвардии. Опять же, на имя Дудергофского ВИК посылалась записка-требование предоставить дачу для того или иного командира. Тут же просилась и мебель для дачи. Пользовались дачами и детские дома Петрограда.
В январе 1921 года была составлена земельным отделом Дудергофского ВИК сводная ведомость - кому и какие дачи отведены.
Дача Галченковых: Петроградские кавалерийские курсы, делопроизводитель Кузнецов с семьей, зав.фуражом с семьей Лиградов, зав.продовольствия Паткуло, Граве – зав.музеем Ц.И., казначей Алтухов, письмовод красноармеец Петкуля с семьей, переписчица Евдокимова.
Дача Сафронова: Анатолий Степанович Бутаков и Дм. Дм. Победоносцев - командиры взводов 1-х петроградских командных арт. курсов.
Дача Костицына – 2: Бергфельд Георгий Машуевич – помощник командира 2 батальона 2-х Советских арт. курсов. Лето 1920 г.
Дача Логина: 1-е Сов. Артиллерийские курсы
Дача Генсе: адъютант командира 1-х Сов. Арт. курсов
Дача Андреевича: адъютант командира 1-х Сов. Арт. курсов
Советская долина: 1-е сов. Арт. Курсы.
Бывшая дача Кострова: 2-й Запасной автомотоцикл. рота

Дудергофский ВИК располагался в даче Судоплатова. Эта же дача была занята заведующим лагерем 2-й артиллерийской школы (бывшего Михайловского училища) Поповым.
Видимо из-за дачи разгорелся спор. Последовала просьба о предоставлении всей дачи Судоплатова под почтово-телеграфную контору по Церковному шоссе (Дворцовое шоссе), так как в поселке Дудергоф подходящего дома, за исключением дачи Судоплатова, нет. Подписано почтовым служащим Измаиловичем. Для осмотра дачи Судоплатова приехал председатель охраны труда, но дача оказалась занята комиссаром Поповым.

В 1921 году в Дудергофский ВИК посылались постоянные запросы о наличии в волости кур, скота, кустарных и промышленных предприятий. Сохранились любопытные документы, например о наличии кур в Дудергофской волости: деревня Горская – 40, поселок Дудергоф – 29, деревня Ретселя – 6, хутор Лейни – 4, деревня Лотту – 13, Ф[инское] Койрово – 72.
На приказ Детскосельского уездного совета о регистрации всех кустарей и кустарно-кооперативных артелей был ответ, что в Дудергофской волости кустарных предприятий не имеется. Это в феврале 1921 года.

После революции бывшие дачи расчищались новыми владельцами под огороды. И деревья на участках пошли на спил. Но об этом надо было испросить разрешение у земотдела. Так Агафья Григорьевна Михайлова по Ореховой долине №52-82 просит разрешить срубить одну ель толщиной в 4 вершка и 10 лиственных деревьев, так как они сильно затеняют грядки.

И последнее, но очень важное. В документах сохранились имена тех, кто жил в наших местах сто лет назад. Некоторые имена бесследно исчезли, но встречаются и такие люди, чьи потомки живут и поныне в Дудергофе, Виллози, Пикколово.
Требовательная ведомость на выдачу заработной платы за декабрь 1921 года работникам Дудергофского волостного исполнительного комитета сельсоветов содержит много таких имен: Сакса Моисей Осипович – председатель исполкома; Пумолайнен Адам Иванович – заведующий земельным отделом; Мустонен Иван Иванович – зав. отделом образования; Иголкина Мария Петровна – делопроизводитель отдела образования; Капустин Николай Васильевич – делопроизводитель комитета труда; Иголкина Евгения Михайловна – машинистка; Курочкин Михаил Алексеевич – председатель Дудергофского сельсовета; Вайник М. Иванович – председатель Пикколовского сельсовета. Одно время Пикколовский сельсовет возглавлял Неввонен (Неувонен) Адам.

Прошли времена блестящего дачного Дудергофа. Поселок стал заселяться рабочими ленинградских заводов и фабрик. Исчезали постепенно красивые дачи. Бывшие гвардейские лагеря заняли училища и части рабоче-крестьянской Красной армии. Но еще до Великой Отечественной войны Дудергоф сохранял черты былого великолепия. Это отразилось в воспоминаниях тех, кто отдыхал в Дудергофе до войны. Война 1941-1945 года оставила страшные руины от поселка, который с таким трудом восстанавливали его жители.
И хотелось бы надеяться, что те крохи, которые еще сохранились в Дудергофе и в Красном Селе с дореволюционных времен, будут бережно сохраняться и реставрироваться.

 




Последний номер

Новости и события

Для того, чтобы оставить комментарии необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте:

Последние комментарии

  • santanavi 11 месяцев назад
    Надо просто оборудовать место для высадки.Тогда и водителям и людям станет легче и удобнее.

    Подробнее...

     
  • santanavi 11 месяцев назад
    Когда высаживают с другой стороны водители автобус наклоняют. А у самой остановки нет, потому что из-за высокого поребрика передний угол автобуса сядет ...

    Подробнее...

     
  • Надежда П 1 год назад
    Неужели кто- то тоже чувствует эту жутчайшую вонь…я уже и не верила. Окно не открыть и дышать просто невозможно. Позвонила и оставила заявку, все ...

    Подробнее...

     
  • Дудергофер 2 лет назад
    Популяцию всё устраивает! Лишь бы не было войны и лишь бы путин еще лет 15 проводил шоу под названием "прямая линия", а гадить в кустах и в водоемах ...

    Подробнее...

     
  • Дудергофер 2 лет назад
    Ольга Морозова «Проект» рассказал о недвижимости семьи патриарха Кирилла на 225 миллионов рублей У семьи патриарха Кирилла нашли недвижимость на 225 ...

    Подробнее...